Мой САД и мои ЦВЕТЫ

Новое: МОЙ САД

Самые ЧИТАЕМЫЕ

Поиск по сайту

Фитотерапия: история лечения лекарственными растениями

Фитотерапия: история лечения лекарственными растениями

В наши дни основная область использования фитотерапии сегодня – умеренные острые и хронические заболевания.История фитотерапии (лечение лекарственными растениями) насчитывает многие тысячелетия.

Восходя к развитой культуре Древнего Египта, фитотерапия развивалась эллинами и знаменитыми врачами Рима.

До нас дошли знания о лечении лекарственными растениями, запечатленные в арабских рукописях и средневековых европейских монастырских фолиантах.

Все эти источники о лечении лекарственными растениями создали основу, на которую сегодня опираются производители современных лекарств, а также компании, поставляющие традиционные фитотерапевтические средства – чаи, настойки, декокты.

В наши дни основная область использования фитотерапии сегодня – умеренные острые и хронические заболевания.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИТОТЕРАПИИ

Человек использовал лекарственные растения для лечения недугов и травм с глубокой древности. Первые опыты в изучении лечебных свойств лекарственных растений наши далекие предки проводили на себе.

Многое они узнавали, наблюдая за поведением животных, которые всегда интуитивно подыскивают нужную лекарственную траву.

Так появилась первая фитотерапия, оставившая свой след в "шаманском" лечении лекарственными растениями. Из уст в уста, от одного шамана другому передавались тайные знания о лекарственных растениях. И лишь несколько тысячелетий спустя фитотерапия стала неотъемлемой частью культурного наследия древних цивилизаций.

ФИТОТЕРАПИЯ В ВАВИЛОНЕ

В Междуречье, древней стране между реками Тигр и Ефрат, расположенной на территории современного Ирака, началась история учения о лекарственных растениях, которое в настоящее время носит название "фитотерапия" (от греческого "фитос" – "растение").

Из этого региона происходит и первый письменный источник, содержащий сведения об использовании лекарственных растений в медицинских целях.

Этим клинописям, в которых описано около 250 лекарственных растений (таких, как кедр, кипарис, сенна, красавка, тимьян, мак снотворный, конопля и др.), насчитывается более 5 тысяч лет.

В те времена знание о свойствах лекарственных растений было доступно немногим: только жрецы обладали правом "практиковать" фитотерапию (лечение лекарственными растениями), сочетая ее со всевозможными ритуалами и заклинаниями, обращениями к богам и жертвоприношениями.

Интересным наблюдением, сделанным жрецами в те далекие времена, была взаимосвязь между лекарственными растениями и 7 (известными тогда) планетами, а также применение фитотерапии согласно астрологическим представлениям. Именно астрологически ориентированная фитотерапия, пытавшаяся учесть и проследить взаимовлияния планет – 12 зодиакальных созвездий на здоровье человека, легла в основу как восточной, так и западной медицинских систем.

Параллельно с "вавилонской" версией медицины развивалось ее аюрведическое направление, которому более 7 тысяч лет. Аюрведическое знание составило основу тибетского лечения лекарственными растениями, а также традиционной китайской медицины.

ФИТОТЕРАПИЯ В ЕГИПТЕ

Примерно в то же время возникло египетское учение о медицине, запечатленное в "папирусе Эберса", восстановленном лишь частично. В Древнем Египте искусство лечения лекарственными растениями также практиковалось исключительно жрецами, обращавшимися к богам с просьбой об исцелении в ходе религиозных церемоний.

Лекарственные растения выращивали в храмовых садах, методы их превращения в медицинские препараты были весьма многообразны, как и их формы. Вино, молоко, мед – все это использовалось для получения лекарственных мазей, настоек, притираний, порошков.

В творениях Гомера, Плиния и Геродота приводятся описания лекарственных растений и фармацевтических технологий, которые и легли в основу медицинских систем древних евреев, арабов, персов и греков.

До нашего времени дошли полученные в те времена знания об использовании в лечебных целях масла клещевины, льняного масла, листьев сенны, семян и сока мака, можжевельника.

ФИТОТЕРАПИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

В Элладе тайная наука египетских жрецов о растениях и их лечебных свойствах стала применяться примерно с VI века до н. э. В ходе "ритуалов исцеления" использовали

многие лекарственные растения, изученные египетскими жрецами. Ритуалы посвящались богу медицины Эскулапу.

Параллельно развивались и знаменитая эллинская философия, и наука. Виднейший представитель того времени – врач и ученый Гиппократ (460–377 гг. до н. э.). Его учение, представлявшее направление натурфилософии, было основано на теории "телесных соков", корни которого восходили к египетским практикам и прослежены в медицинских доктринах Древней Индии.

Суть его учения в том, что к душевным и физическим болезням приводит неравновесие четырех основных соков организма (слизи, крови, желтой и черной желчи).

Соблюдая определенные правила поведения, используя рвотные средства, диету, лекарственные растения и кровопускания, можно облегчить страдания больного. До лечения лекарственными растениями, которые по своим свойствам были "теплыми, влажными, холодными и сухими", проводилась предварительная диагностика. Выяснялось, какие именно лекарственные растения – увлажняющие или охлаждающие, придающие тепло или сухость – должны быть назначены. Например, к теплым и сухим относили тимьян и мелиссу. В качестве примера можно привести диарею: это заболевание считали "влажным и теплым", требовавшим терапии охлаждающими и сушащими лекарственными растениями.

При этом Гиппократ глубоко верил в силы самоисцеления организма человека, которые можно стимулировать лекарственными растениями, а также специальными рецептурами, основанными на применении воды с медом и уксусом. Взгляды этого великого медика отражены в знаменитом труде “Corpus Hippocraricum”. Там же говорится о высоких нравственных требованиях, которым должен соответствовать настоящий врач.

Именно в этом труде сформулированы основы клятвы Гиппократа.

ФИТОТЕРАПИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Расцвету фитотерапии в Древнем Риме способствовала научная и практическая работа знаменитых греческих врачей – Диоскура (40–90 гг. н. э.) и Галена (ок. 130–200 гг. н. э.). До них римляне назначали для лечения разных болезней такие лекарственные растения как капусту, салат, сельдерей, мангольд, пастернак, лук и чеснок.

Диоскур, военный врач при императоре Нероне, в 70 г. н. э. опубликовал первую книгу по фитотерапии, известную западной цивилизации.

Это практический лечебник, в котором описано около 600 лекарственных растений, их применение, время сбора и способ приготовления лечебных средств. Вплоть до новых времен эта книга во многом определяла врачебное мышление врачей Европы.

Во II веке н. э. греческий врач Гален развил легендарное учение о соках организма, а также создал медицинскую систему, включавшую сложные медицинские рецептуры. Врач должен был точно знать свойства лекарственных растений, иначе невозможно их целесообразное использование. Как и Гиппократ, Гален учитывал в терапии лекарственными растениями конституциональный фактор, а также исповедовал индивидуальный подход к пациенту при назначении сложных рецептов из лекарственных растений, иногда содержащих до 100 компонентов лекарственных растений.

ФИТОТЕРАПИЯ В СРЕДНЕВЕКОВЫХ МОНАСТЫРЯХ

Падение Римской империи привело к утрате части научного наследия о лекарственных растениях той эпохи. И только благодаря европейским монастырям, сохранившим, хотя бы частично, сведения о свойствах лекарственных растений, мы располагаем сегодня этим знанием.

Лечение страждущих проводили монахи в госпиталях. Лекарственные растения для терапии выращивали на монастырских лекарственных огородах. При этом греко-римское наследие дополнялось данными народной медицины.

К VIII веку наряду с новым развитием народных рецептов фитотерапия Европы претерпела ограничения со стороны церкви, считавшей, что лечить лекарственными растениями могут только ее служители.

Согласно закону, принятому Карлом Великим, во всех монастырях и царских владениях должны были выращивать 89 лекарственных растений.

Помимо розы к лекарственным растениям относились расторопша, розмарин, зверобой, а также средиземноморские лекарственные растения – шалфей, фенхель и лаванда. Пилигримы и купцы привозили в монастыри лекарственные растения из Персии, Индии, Китая, которые пополняли монастырские огороды Европы. Многие знаменитые настойки, эссенции, ликеры основаны на рецептурах арабских стран.

ФИТОТЕРАПИЯ И ХИЛЬДЕГАРД ФОН БИНГЕН

Монастырская фитотерапия достигла апогея своего развития в XII веке, когда аббатиса Хильдегард фон Бинген (1098–1178 гг.) в своем "Альманахе лекарственных средств" описала основные лекарственные растения того времени, причем впервые здесь

упоминались и рецепты народного траволечения, приводились их тривиальные названия. Среди лекарственных растений, обладающих большой целебной силой, были упомянуты корица, перец, лакрица и имбирь, а также рецепты приготовления соснового крема, сока полыни и муки благородного каштана. В основном труде под названием "Causae et curae" Хильдегард фон Бинген воплотила свои представления о телесном начале человека, не исключая его сексуальности, что было чрезвычайно важным событием в католической медицине Средневековья.

РОЛЬ ЗНАХАРЕЙ И ЗНАХАРОК В ФИТОТЕРАПИИ

Рядом с монастырями и их клерикальной фитотерапией существовало и то, что принято называть знахарством, причем к знахарям относили и повитух, и костоправов, и тех, кого называли колдуньями.

Способность применять галлюциногенные средства, афродизиаки, творить заговор не осталась вне внимания церкви, которая именовала подобные средства лечения "дьявольскими".

В позднем Средневековье начались "гонения на ведьм", которые приобрели характер целенаправленного преследования и искоренения. Огромная часть интереснейших сведений и рецептов на основе лекарственных растений погибла в огне костров, на которых сжигали носителей древнего знания о фитотерапии.

ФИТОТЕРАПИЯ В АРАБСКОМ МИРЕ

Пока в Европе царила клерикальная цензура фитотерапии, арабский мир создавал свою новую медицинскую систему, основанную и на результатах военных походов арабов в страны Северной Африки, Центральной Азии и Южной Европы.

В VIII–IX веках в Багдаде и Дамаске появились первые аптеки, в которых продавались лекарственные растения из Восточной Азии, интенсивно развивались фармацевтические технологии, в частности, дистилляция, получение сиропов, алхимических эликсиров, смол и эссенций.

ФИТОТЕРАПИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ

Наконец наступила эпоха формирования академической медицины: монастырский госпиталь в Солерно стал центром, где ученые из арабских стран, молодые врачи и монахи обменивались знаниями, изучали древние источники.

Так возник первый медицинский университет, на который церковь уже не оказывала подавляющего влияния.

Следующим событием в развитии медицины стала чудовищная эпидемия чумы в XIV веке, унесшая жизни трети жителей европейских стран. Врачи были бессильны против этого бедствия, поэтому новый стимул к развитию получила народная медицина и фитотерапия.

Человеком, который соединил традиции народного лечения лекарственными растениями с вновь возникшим направлением медицины – хирургией, опиравшейся на древние источники, стал Парацельс (1493–1541 гг.).

Свое учение этот врач изложил не на латыни, а на родном ему немецком языке, доступном простым людям. Это было огромным прорывом – рушились стены "жреческой" традиции в области медицинского знания. Доктрина Парацельса – это сочетание фитотерапии, астрологии, учения о связи лекарственного растения и его лечебных свойств (учение о сигнатурах) и алхимии.

Он описывал получение эффективных эликсиров по методам арабских и египетских ученых, приводил сведения о создании лекарственных средств, основанных на лекарственных растениях, но уже с использованием серы, свинца, сурьмы и ртути.

"Душу" лекарственного растения можно выявить при помощи настаивания на спирту, уксусе, воде, а также в ходе кипячения, дистилляции, брожения, растирания и ферментации.

Эти так называемые "спагирические" методы экстракции – получение универсального лекарственного средства на основе лекарственного растения основывались на представлении о том, что все существующие в природе вещества имеют одного общего "предка" – некое правещество.

Это исходное вещество дифференцировано на четыре элемента, а лекарственное растение представляет собой сложную, запутанную смесь этих компонентов. Чтобы восстановить их исходную гармонию, его подвергали разнообразным методам обработки.

В XV–XVII веках с изобретением книгопечатания большое распространение в Европе получили травники – книги о свойствах лекарственных растений, объединявшие в себе сведения как об их древнем использовании, так и о применении в народной медицине.

Примечательной чертой было тщательное, живописное изображение лекарственных растений.

С открытием Америки фитотерапия стала пополняться новыми данными о диковинных лекарственных растениях. В медицину прочно вошли столь хорошо известные нам лекарственные средства – кора хинного дерева, эхинацея. Постепенно готовился переход к качественно новой медицине.

ФИТОТЕРАПИЯ И СОВРЕМЕННАЯ МЕДИЦИНА

В начале XIX века началось развитие медицины, ориентированной на результаты научных исследований. Характерным принципом стал подход к изучению лекарственных растений и их лечебных свойств. Ученые работали не с лекарственным растением в целом, а с его экстрактами, которые обладали тем преимуществом, что качество их было воспроизводимо и дозировка неизмеримо более точна.

Открытие различных групп действующих веществ (например, алкалоидов) позволило приступить к производству препаратов морфия, стрихнина, хинина, что произвело в медицине настоящую революцию.

Первым синтетически синтезированным лекарственным препаратом стал аспирин. В 1899 году был получен патент на его изобретение. Через 40 лет на фармацевтическом рынке появились первые антибиотики.

Таким образом, у фитотерапии в ее натуропатическом значении возникли мощные конкуренты.

Как бы предчувствуя будущее противостояние, сторонники использования в процессе лечения исключительно природных сил призывали к сохранению и приумножению опыта прошлого в фитотерапии.

Врач-натуропат Себастьян Кнайпп (1821–1925 гг.) развил целое направление, основанное на использовании лекарственных растений в форме ванн и обертываний.

Еще одним важным шагом вперед в формировании фитомедицины стала антропософия Рудольфа Штайнера (1861–1925 гг.). Наконец, в конце ХХ века разразился настоящий

бум интереса к целебным свойствам лекарственных растений – силам природы, восстанавливающим здоровье.

ДРЕВНЯЯ И СОВРЕМЕННАЯ ФИТОТЕРАПИЯ

В настоящее время традиции лечения лекарственными растениями приобрели особое звучание и популярность. Понимая, что использование исключительно химических препаратов и инвазивных способов лечения не всегда способно дать оптимальные результаты, ученые и практикующие врачи все чаще стали обращаться к наследию прошедших веков – к фитотерапии.

Вновь открывают лекарственные растения, которые в давние времена эффективно применяли для лечения самых разных болезней. Многие средства повышают возможности профилактики, не допуская развития заболевания.

Эту новую тенденцию поняли и оценили сами больные – потребители лекарственных растений.

По данным опросов общественного мнения, более 90% жителей европейских стран считают, что лечение лекарственными растениями и натуропатия могут излечить заболевание и вернуть здоровье.

При этом фитотерапия при нетяжелых болезнях, а также хронических недугах предпочтительна для почти 80% респондентов.

Самые популярные показания для фитотерапии – простудные заболевания и другие болезни дыхательной системы, острые и хронические болезни пищеварительного тракта и мочевыводящих путей.

Готовность пациентов лечиться фитопрепаратами проявляется и в том, что они часто платят за лекарство натурального происхождения из собственного кармана, отказываясь от синтетических средств, оплачиваемых страховой медициной.

Это еще одно свидетельство популярности фитотерапии – древнего и в то же время такого молодого направления современной медицины.

Здоровья Вам и Вашим близким! До скорых встреч на страницах Виртуальной школы пенсионерки.

Спасибо за посещение этого раздела "Фитотерапия".

Не забудьте поделиться этим материалом "Фитотерапия: история лечения лекарственными растениями" со своими друзьями в социальных сетях и оставить комментарий к статье.

Колесова Г.И.

администратор Виртуальной школы пенсионерки

Читайте также по фитотерапии и лекарственным растениям:


ФЕНХЕЛЬ (Foeniculum vulgare) в народной медицине и кулинарии
КУРКУМА ИЛИ ТУРМЕРИК (Curcuma longa L.) – Пряность и Целебное средство
МАСЛО ШИ (Butyrospermum Parkii Butter)
ТМИН ОБЫКНОВЕННЫЙ (Carum carvi)
ИМБИРЬ (Zingiber officinale)
ХМЕЛЬ (humulus lupulus)
ЛАКРИЦА (СОЛОДКА)
Маргаритка многолетняя (Bellis perennis)
Барбарис обыкновенный (Berberis vulgaris)
Что нужно знать о современной фитотерапии?
ДЕВЯСИЛ ВЫСОКИЙ (INULA HELENIUM)
СОЛОДКА ГОЛАЯ (GLYCYRRHIZA GLABRA)
ТИМЬЯН (ЧАБРЕЦ) ПОЛЗУЧИЙ (THYMUS SERPYLLUM)
ТЫСЯЧЕЛИСТНИК ОБЫКНОВЕННЫЙ (ACHILLEA MILLEFOLIUM)
ДУШИЦА ОБЫКНОВЕННАЯ (Origanum vulgare)
ПУСТЫРНИК СЕРДЕЧНЫЙ (Leonurus cardiaca)
ШАЛФЕЙ ЛЕКАРСТВЕННЫЙ (Salvia officinalis)
ПОДОРОЖНИК БОЛЬШОЙ (PLANTAGO MAJOR)
ПОЛЫНЬ ОБЫКНОВЕННАЯ (Artemisia vulgaris)
ЧИСТОТЕЛ БОЛЬШОЙ (Chelidonium majus)
РОМАШКА АПТЕЧНАЯ (MATRICARIA RECUTITA)
КАЛЕНДУЛА ЛЕКАРСТВЕННАЯ (CALENDULA OFFICINALIS)
БОЯРЫШНИК ОБЫКНОВЕННЫЙ (CRATAEGUS OXYACANTHA)
ЗВЕРОБОЙ ПРОДЫРЯВЛЕННЫЙ (Hypericum perforatum)
МЕЛИССА ЛЕКАРСТВЕННАЯ (Melissa officinalis)
КРАПИВА (или крапива двудомная Urtica dioica)
Как приготовить лекарственные препараты из лекарственных растений?
Почему люди обращаются к фитотерапии?
Современная фитотерапия
Фитотерапия: все о лекарственных растениях, народной медицине и лечении травами
Из истории фитотерапии

Фитотерапия: история лечения лекарственными растениями

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Самое НОВОЕ

Новое: МОЯ ПЕНСИЯ

Это ИНТЕРЕСНО

Новое: МОИ ДЕНЬГИ

Всего ПОСЕТИЛИ:

006660398